Копенгаген, Дания Тина Даль всегда старается сесть рядом с новыми пациентами, ожидающими первого приема у онколога, чтобы наладить контакт и лучше понять их. Интервью с ней провели наши коллеги из Европейского бюро ВОЗ в преддверии Всемирного дня борьбы с раком, который отмечают четвертого февраля. Тина Даль – медсестра в больнице Rigshospitalet в Копенгагене, Дания, и пациенты высоко ценят ее работу именно по причине такого целостного, личностно-ориентированного подхода. Большинство онкологических пациентов видят своего врача только в начале, в середине и в конце курса химиотерапии. Медсестра – это главный проводник для пациента Тина обычно наблюдает 90 пациентов на протяжении всех шести месяцев их курса лечения. Она говорит, что порой проводит больше времени со своими пациентами, чем с семьей. «Одни пациенты приходят, уже детально ознакомившись с информацией, и пребывают в подавленном состоянии. Другие почти ничего не знают и не задают вопросов, и их нужно подробно консультировать по каждому этапу лечения. Моя задача – создать для пациента благоприятную атмосферу, чтобы они нашли в себе силы бороться с болезнью». Тина добавляет: «Когда у нас получается это сделать – к счастью, достаточно часто – то это значит, что мы добросовестно выполнили свою работу. Конечно, бывает и так, что наши пациенты умирают от рака молочной железы. Это очень тяжело». Тина отмечает, что люди бывают очень разными, но при этом она уверена, что у каждого из нас есть внутренний запас сил, который помогает в трудную минуту. Проработав 20 лет с онкологическими пациентами, она хорошо знает, как помочь им начать помогать самим себе. «Мы можем посмеяться вместе, – говорит она. – Очень важно найти время для непринужденного общения – это помогает людям находить в себе силы бороться. Мы работаем с непростыми, серьезными вещами, но при этом жизнь не должна останавливаться». Сегодня круг задач онкологических медсестер постоянно увеличивается: они занимаются наблюдением и лечением, направляют пациентов к онкологу, отвечают на вопросы и обеспечивают их информацией в понятном виде. Тина Даль многое узнает о своих пациентах, об их самых сокровенных мыслях и страхах, а также о том, как они ощущают симптомы болезни. Она всегда старается ободрить их, чтобы они могли немного расслабиться и понять, что то, что они чувствуют – это просто часть процесса, и рано или поздно это пройдет. «Наверное, самое сложное – это сделать так, чтобы они поверили в это. В таком случае они смогут сосредоточиться на том, что им нужно делать прямо сейчас», — делится она. «Иногда нашим пациентам непросто воспринимать то, как они выглядят – изможденные, с выпадающими волосами и ресницами. Когда я вижу, что они кажутся грустными или усталыми, то стараюсь что-то предпринять. Сначала мы какое-то время обсуждаем их проблемы и только потом переходим к собственно химиотерапии», — рассказывает медсестра. Мотивировать других не так просто, как кажется, и тем приятнее бывает, когда у нас это получается «Для меня хороший день – это когда пациенты рассказывают мне о чем-то, что делает их более уверенными в себе, – говорит она. – Например, пациент может пойти на прогулку несмотря на крайнее утомление. Когда я слышу это, то понимаю, что они прислушиваются ко мне и действительно стараются улучшить процесс лечения. В таких случаях я всячески поддерживаю их и говорю им, что они поступают совершенно правильно, и когда они рассказывают мне о том, что для них важно, я мотивирую их стараться еще больше». «Мотивировать других не так просто, как кажется, и тем приятнее бывает, когда у нас это получается, – говорит в завершение Тина. – Нас часто благодарят за нашу работу, и я считаю, что все дело в том, что мы просто находим время и силы побыть рядом с нашими пациентами, понять, что для них важно, и в чем их сильные и слабые стороны. Не нужно делать ничего особенного – надо просто быть рядом, слушать и поддерживать».
«Медсестра – это главный проводник для пациента. Для меня очень важно, чтобы встречи с пациентами проходили в подходящих условиях, чтобы я могла наблюдать их поведение и с самого начала наладить с ними хороший контакт», – поясняет она.Проводники для пациентов
Хорошие дни и плохие дни